ДачаИз автомобильных шинСамоделки

Мебель и садовые украшения из автомобильной резины. Введение

Введение

У любой машины, как водится, четыре колеса, и каждое из них нуждается в «обуви». Собственные туфли, кроссовки, ботинки, сапоги вы обычно меняете раз в несколько лет или даже чаще. А как часто вы меняете автомобильную резину? Ведь она испытывает гораздо более серьезные нагрузки!

Срок службы шин существенным образом зависит от манеры вашей езды, умеренной или спортивной. Резкие трогания и разгоны, частые и интенсивные торможения, повороты на сравнительно большой скорости снижают общий ресурс шин. При умеренной манере езды и удовлетворительном следовании правилам эксплуатации фирменные импортные шины служат не менее 120–130 тысяч километров при условии сохранения глубины профиля протектора 1,8 мм. Ресурс радиальных шин производства СНГ не превышает обычно 70 тысяч километров, а значит, автомобиль на комплекте из пяти шин пройдет приблизительно 80 тысяч километров. Комплект из пяти импортных шин обеспечит пробег около 130–150 тысяч километров.

Какое расстояние ваш автомобиль покрывает за год? А каков суммарный автопарк вашего населенного пункта? Попытайтесь подсчитать, сколько камер и шин ежегодно приходит в негодность в одной только вашей области, и вы получите астрономические цифры. За рубежом тысячи тонн отработанной резины идут в переработку – существуют технологии, позволяющие получать из нее упругие покрытия для спортплощадок, ингредиенты для дорожного полотна, черную краску и многое другое. К сожалению, у нас значительную часть шин и камер до сих пор отправляют на свалку, где они горят, выделяя в воздух, которым мы дышим, токсичные соединения серы и тяжелые металлы. И до тех пор, пока мы не будем уверены, что отслужившие свое шины не станут отравлять наше существование, лучшим решением проблемы станет их применение во дворе, на садовом участке или усадебном подворье, где привычный ландшафт оживят необычные элементы.

Теперь посмотрим на автомобильную шину свежим взглядом. Это замечательный объект идеально круглой формы, устойчивый ко всем капризам погоды, водостойкий, не нуждающийся в дополнительной защите от гниения, упругий, теплый на ощупь. Одинаковые размер и форма шин позволяют использовать их как строительный модуль, задавая определенный ритм и орнамент. Им можно найти применение в строительстве оград, подпорных стенок и даже жилых домов, детских и спортивных площадок, ступенек и мини-мостиков. Изношенные шины могут стать основой для создания декоративных элементов дачного участка – цветников, клумб, фигур красивых птиц, подвесных кашпо, оригинальных садовых тропинок. С их помощью можно как сделать полноценную изгородь, так и визуально разделить приусадебный участок на разные зоны, создать бассейн или дачную мебель. И при этом они не будут стоить ни копейки! Отработавшие свое покрышки тысячами валяются на свалках и у обочин дорог, а сколько их возле станций техобслуживания! Работники автосервиса будут вам только благодарны, если вы заберете с их территории ненужный хлам. Да и в любом случае более дешевого поделочного материала вам просто не найти!

В этой книге мы рассмотрим способы альтернативного применения автопокрышек в доме, в саду, в мастерской, на подворье и разберем основные этапы работ по созданию эксклюзивных поделок. Проявите фантазию, приложите немного усилий, и старые шины еще долго будут приносить вам пользу.

Основная информация о применяемых материалах

Автомобильные колеса представляют собой отличный источник разнообразных материалов для ручного труда. Резина покрышек – очень пластичный и долговечный материал, поэтому она идеально подходит для создания скульптур и необычной садовой мебели: табуреток, кресел, столов. Вырезанные ленты с протекторами могут послужить и садовой дорожкой, и кровельным материалом. Процесс вырезания трудоемок, но себестоимость и оригинальность окупят ваши усилия. Камеры, которые используют в некоторых видах колес, предоставят вам возможность применить их в качестве надувных изделий для различных водных забав и получить плоский эластичный материал для разнообразных хозяйственных нужд. А металлические колесные диски с успехом могут служить не только в автомобиле, но и на стройке, и в саду, и даже в бане!

Вместе с тем автомобильные колеса являются современными высокотехнологичными изделиями, каждая составляющая которых обладает рядом важных параметров. Эти значения описывают не только геометрические размеры покрышек, камер, дисков, но и определяют условия эксплуатации, допустимые нагрузки и т. п. Такая информация может показаться избыточной, но лишь на первый взгляд. Одна из заповедей любого мастера гласит: необходимо знать свойства материала, с которым вы собираетесь работать. И если учесть, что большинство предлагаемых в этой книге поделок выполнено именно из покрышек – самых сложных деталей автомобильных колес, очевидно, в их устройстве стоит как следует разобраться.

Устройство автомобильной шины

Все основные типы автомобильных шин идентичны по структуре их конструкции. Большинство современных автомобильных шин состоит из резинокордовой оболочки-покрышки, воздухонепроницаемой замкнутой тороидальной камеры и ободной ленты (рис. 1).

Рис. 1. Камерная шина: 1 – бортовая лента; 2 – боковина; 3 – слои корда; 4 – брекер; 5 – протектор; 6 – беговая дорожка; 7 – каркас; 8 – пятка; 9 – борт покрышки; 10 – носок; 11 – проволочное кольцо; 12 – крепительные ленты крыла

В рабочем состоянии камера наполнена воздухом под определенным давлением. У бескамерных шин вместо камеры на внутренней стороне покрышки находится специальный герметизирующий слой. Амортизирующая способность автомобильной шины определяется давлением воздуха в шине и ее эластичностью.

Работает автомобильная шина в чрезвычайно сложных и зачастую жестких условиях. Шина должна обладать большой эластичностью, прочностью и износостойкостью, так как она воспринимает нормальную, тангенциальную и боковую нагрузки, смягчает толчки и удары. Шины должны сопротивляться износу протектора и выдерживать многократные сложные деформации.

Конструкция и материал элементов отличаются у шин различных типов. Так, шины легковых автомобилей по конструкции отдельных элементов, габаритам, размерам и качеству применяемых материалов отличаются от шин грузовых автомобилей. Они имеют более эластичный каркас, меньшую высоту и большую расчлененность рисунка протектора, меньший наружный и посадочный диаметры. Ввиду большей величины допускаемой относительной деформации, большего числа нагружений на единицу пройденного пути и бо́льших скоростей движения шины легковых автомобилей имеют по сравнению с грузовыми меньший срок службы. Легковые шины предназначены в основном для работы на дорогах высших технических категорий.

В диагональных шинах нити корда в соседних слоях каркаса перекрещиваются, т. е. располагаются под некоторым углом. Угол наклона нитей корда по беговой дорожке протектора[1] к меридиональной плоскости сечения профиля шины составляет 52–54°. Такое направление нитей корда в каркасе обеспечивает хорошее распределение усилий при деформации покрышки и наибольшую ее прочность при достаточной амортизации. В каркасе покрышки диагонального строения имеется всегда четное число слоев корда (2, 4, 6, 8 и т. д.).

[1] Беговой дорожкой протектора согласно ГОСТ 22374 77 называется поверхность протектора покрышки, контактирующая с дорогой. (Здесь и далее примеч. авт.)

Особенность конструкции радиальных шин типа R заключается, прежде всего, в том, что нити корда в слоях каркаса расположены радиально по профилю шины в направлении от одного борта к другому, т. е. во всех слоях каркаса нити корда параллельны друг другу. Таким образом, каждый слой корда в каркасе шин такого типа работает как бы самостоятельно (не в паре с соседним слоем). В результате этого напряжения, возникающие при работе в нитях корда каркаса этого типа R, примерно в два раза меньше, чем в диагональных шинах, что позволяет соответственно уменьшить число слоев корда. Так как каркас шин типа R тоньше и нити корда в его слоях параллельны, он более эластичен, легче деформируется, а следовательно, и теплообразование меньше, чем у диагональных шин.

Чтобы уменьшить деформацию боковин шины, давление воздуха в шинах типа R должно быть несколько выше (до 30–50 %), чем в шинах диагонального строения, но при этом радиальная деформация шин типа R все же на 10–20 % выше из-за их большей эластичности.

Покрышка имеет сложную конфигурацию и состоит из нескольких конструктивных элементов.

Каркас, являясь основной силовой частью покрышки, ограничивает объем накачанной камеры и воспринимает нагрузки, действующие на шину. Основной нагрузкой на шину являются собственный вес автомобиля и вес перевозимого груза или пассажиров. Каркас должен обладать значительной прочностью, а также определенной эластичностью. Он состоит из нескольких наложенных друг на друга слоев прорезиненного корда и резиновых прослоек – сквиджей. Материалом корда могут служить нити из полимерных волокон (капрон, лавсан и т. д.), а также трос из стальной латунированной проволоки (металлокорд). Прочность покрышки определяется прочностью каркаса и зависит главным образом от прочности корда, так как модуль его упругости на несколько порядков больше модуля упругости резины.

Каждая нить корда изолирована от соседних и в то же время связана с ними резиной. Резина предохраняет кордные нити от влаги, перетирания и способствует равномерному распределению нагрузок между ними.

Форму каркаса и число слоев корда в нем определяют расчетом, исходя из заданного давления воздуха, нагрузки, типа и назначения шины. Кордные нити несут основную нагрузку во время работы шины, обеспечивая последней прочность, эластичность, износостойкость и сохранение заданной формы. Кордная нить в покрышке работает главным образом на растяжение и многократный изгиб. Эти напряжения возникают, как правило, в результате давления воздуха и действия центробежных сил, которые создают в корде растягивающие напряжения.

Значительное влияние на работу каркаса оказывают толщина корда, его плотность, теплостойкость и другие физико-механические свойства. Под действием приложенных к колесу сил шина деформируется только на определенном участке окружности – в рабочей зоне, расположенной в области контакта шины с дорогой и равной приблизительно одной трети длины окружности как для легковых, так и для грузовых автомобилей.

Брекер шины представляет собой резинокордный слой, расположенный между каркасом и протектором. Он состоит из двух и более слоев разреженного корда, перемежающихся утолщенными слоями резины. Чаще всего материалом для корда брекера служит стальная проволока. Утолщенные слои резины обеспечивают возможность перемещения нитей корда брекера в процессе работы шины. Конструкция брекера зависит от типа и назначения покрышки. Брекер нужен для усиления каркаса и улучшения связи между каркасом и протектором, которая должна быть максимально возможной. Необходимая связь достигается правильным подбором материала брекера. Брекерная резина должна обеспечивать плавный переход жесткости от каркаса к протектору, что оказывает серьезное влияние на интенсивность износа протектора шины. Брекер также смягчает воздействие ударных нагрузок на каркас шины и способствует более равномерному распределению их по поверхности покрышки. Брекер воспринимает многократные деформации на растяжение, сжатие и сдвиг, что приводит к значительному теплообразованию в связи с недостаточной теплопроводностью резины. Поэтому брекерный слой, как правило, имеет более высокую температуру в сравнении с другими элементами покрышки (до 120 °С).

Протектор представляет собой толстую профилированную резину, расположенную на внешней стороне покрышки и входящую в непосредственный контакт с дорогой при качении колеса. Протектор обеспечивает необходимый эксплуатационный ресурс шины, надлежащее сцепление с дорогой, смягчает воздействие толчков и ударов на каркас шины, уменьшает колебания (в первую очередь крутильные) в трансмиссии автомобиля, а также предохраняет каркас от механических повреждений. В процессе качения колеса элементы протектора работают на двухстороннее сжатие и сдвиг, а также на растяжение. Эти деформации по абсолютной величине больше, чем у каркаса и брекера.

Протектор состоит из расчлененной части – рельефного рисунка – и подканавочного слоя, который обычно составляет 20–30 % от толщины протектора. Слишком тонкий подканавочный слой способствует растрескиванию протектора, повышению деформаций нитей корда первого слоя каркаса, уменьшению прочности каркаса при воздействии сосредоточенной нагрузки. Излишне толстый слой ухудшает условия охлаждения шины, увеличивает гистерезисные потери, приводит к перегреву и расслоению покрышки. Протектор имеет неодинаковую толщину у шин различных конструкций и назначения. Чем толще протектор, тем больше пробег шин до его полного истирания, тем лучше он защищает каркас от внешних воздействий. Однако толстый протектор делает шину тяжелее, приводит к ее перегреву и расслоению, повышает начальную интенсивность износа, увеличивает момент инерции колеса и его сопротивление качению. Толстый протектор вызывает повышение теплообразования при больших скоростях движения, когда появляются дополнительные деформации протектора ввиду значительного увеличения инерционных сил. Толщина протектора у шин легковых автомобилей колеблется от 7 до 12 мм, у шин обычных грузовых автомобилей – от 14 до 22 мм, а у арочных шин – от 40 до 60 мм.

На поверхности протектор имеет рельефный рисунок, разновидность которого зависит от типа и назначения шины. Выбор целесообразной глубины рисунка и толщины подканавочного слоя производят с учетом условий работы шины (характера дорожного покрытия, скорости качения, климатических условий, характера работы шины), а также характеристики материалов, применяемых в шине. Ширина протектора ориентировочно составляет 70–80 % ширины профиля шины.

Автомобильные шины изготавливают с различными рисунками протектора. Применительно к легковым автомобилям их можно разделить на три вида.

1. Шины с летним (или дорожным) рисунком протектора. Протектор имеет множество составляющих элементов, которые образуют продольные канавки и ребра. Микрорисунка на них, как правило, нет. Такие шины предназначены для асфальтобетонных дорог с сухим и мокрым покрытиями и малопригодны для езды по проселочным дорогам, особенно в увлажненном состоянии. Тем более они непригодны для заснеженных дорог в любом состоянии.

2. Шины с универсальным рисунком протектора (всесезонные). Канавки между составляющими элементами достаточно широкие в продольном и поперечном направлениях. Протектор имеет еще и микрорисунок – узкие («ножевые») прорези. Универсальный рисунок дает хорошее зацепление с мягким грунтом. Универсальные шины ведут себя на зимних дорогах значительно лучше, чем летние. Однако на твердом покрытии (асфальтобетон) универсальный протектор изнашивается на 10–15 % быстрее летнего.

3. Шины с зимним рисунком протектора, который образуется отдельными блоками, разделенными широкими канавками. На канавки приходится 25–40 % всей площади протектора. Зимние шины имеют широкий диапазон типов и форм протектора – от сравнительно гладких универсального использования (для очищенных зимних дорог) до грубых с развитыми грунтозацепами, предназначенными для заснеженных дорог со льдом.

Зимние шины зачастую снабжены шипами. На асфальтобетонных покрытиях в летний период такие шины изнашиваются весьма интенсивно и отличаются высокой шумностью. Более удачными выглядят ламелированные покрышки, оснащенные тонкими металлическими пластинками-ламелями. Они не только обеспечивают спокойную езду зимой, но и могут успешно конкурировать с летними при движении по сухой поверхности, а кроме того, шумят существенно меньше, чем шипованные.

Рисунок протектора с продольными канавками имеет достаточно высокое сцепление шины с дорогой в боковом направлении и недостаточное сцепление на мокрых и скользких дорогах в продольном направлении. Рисунок протектора с поперечными канавками имеет противоположные показатели, поэтому широкое применение получили рисунки протектора, которые имеют продольно-поперечные канавки.

Шины при движении автомобиля, особенно на дорогах с усовершенствованным покрытием, не должны издавать шум. Бесшумность шин достигается выбором определенного рисунка протектора и применением принципа переменного шага элементов рисунка по длине окружности колеса.

Рисунок протектора оказывает большое влияние на коэффициент сопротивления качению колеса, износ шины и сцепление ее с дорогой. Обеспечение высокой износостойкости, а также сцепления шины с дорогой, необходимого по условиям безопасности движения и экономичности, – главная задача рисунка протектора. Протекторная резина должна обладать высокими физико-механическими качествами, быть прочной, эластичной, хорошо сопротивляться истиранию, надрезам, надрывам и многократным деформациям, быть стойкой к старению. Перечисленные качества протекторной резины обеспечиваются соответствующим выбором состава и технологией переработки резиновой смеси.

Боковиной считают резиновый слой, покрывающий стенки каркаса и предохраняющий его от механических повреждений и влаги. Боковины должны быть достаточно эластичными, а следовательно, достаточно тонкими, чтобы длительное время выдерживать многократные изгибы и мало влиять на жесткость каркаса. Боковины изготавливают как одно целое с протектором и из протекторных резиновых смесей, хотя для них, согласно условиям работы, можно применять и более дешевые смеси. В большинстве своем на боковины наносят обозначение покрышки, ее номер, товарный знак изготовителя, дату изготовления и т. п., т. е. маркировку шин.

Жесткая часть покрышки, служащая для крепления ее на ободе колеса, носит название борта и образуется из крыльев. Крыло покрышки состоит из бортового кольца, выполненного из стальной проволоки, твердого профильного резинового жгута (филлера), обертки бортового кольца и усилительных ленточек. Металлическое кольцо необходимо для придания борту необходимой прочности, а резиновый жгут способствует оформлению борта и его монолитности. Бортовое кольцо и резиновый жгут обматывают прорезиненной оберткой. Форма бортового кольца влияет на правильность и надежность установки в целом покрышки на ободе колеса. Число металлических проволок в бортовом кольце и их диаметр определяются расчетом.

В камерной шине воздушная полость образуется герметизирующей камерой.

Камера представляет собой кольцевую трубу, сделанную из воздухонепроницаемой эластичной резины. Она имеет вентиль, который служит для накачивания, удержания и стравливания воздуха. Размер камеры должен строго соответствовать размеру и форме покрышки. Толщина стенки по поперечному сечению камеры обычно неодинакова. Она больше у беговой дорожки по сравнению с приободной частью. Камера не могла бы сама выдержать внутреннее давление, не будь она ограничена покрышкой. При качении колеса в зоне контакта шины с дорогой камера испытывает знакопеременную деформацию и работает в тяжелых температурных условиях. Резина для камер должна быть воздухонепроницаема, эластична, прочна, хорошо сопротивляться проколам и раздирам, быть стойкой к тепловому старению, не менять свои размеры и физико-механические свойства в широком диапазоне температур окружающего воздуха.

Бескамерная шина – пневматическая шина, в которой воздушная полость образуется покрышкой и ободом колеса; герметизация достигается за счет специального герметизирующего слоя резины, нанесенного на внутреннюю поверхность шины и обладающего повышенной газонепроницаемостью.

Бескамерные шины для легковых автомобилей монтируют на глубокие ободья такой же конструкции, как и для камерных шин. Наличие на глубоких ободьях для бескамерных шин наклона полки обода 5° обеспечивает более плотную посадку бортов.

Бескамерные шины с герметизирующим слоем имеют следующие основные преимущества по сравнению с камерными:

  • повышенную безопасность при движении автомобиля из-за отсутствия резкого падения внутреннего давления в шине при проколах;
  • повышенную герметичность, так как давление воздуха снижается в них медленнее, чем в камерных шинах;
  • меньший нагрев при работе вследствие лучшего отвода теплоты через открытую часть обода;
  • меньшее число случаев монтажа и демонтажа шины за срок ее службы, так как в случае прокола бескамерную шину (диаметром до 10 мм) можно ремонтировать без ее демонтажа с обода;
  • меньшую трудоемкость ремонта бескамерной шины по сравнению с камерной;
  • более простое и надежное крепление вентиля (на ободе, а не на камере).

Обозначение и маркировка автомобильных шин

Каждая шина имеет ряд обозначений и индексов, которые описывают ее физические, конструкционные и эксплуатационные характеристики. Одним из самых важных параметров является обозначение шины, характеризующее ее габаритные размеры и тип (рис. 2). Эту маркировку в большинстве случаев обозначают сочетанием двух параметров: ширины профиля В (например, 200 мм) и посадочного диаметра d (508 мм). Размеры специальных шин обозначают в виде сочетаний наружного диаметра, ширины профиля и посадочного диаметра. В обозначении радиальных шин после второго числа ставят букву «R», например «200-508R»[2].

[2] Беговой дорожкой протектора согласно ГОСТ 22374 77 называется поверхность протектора покрышки, контактирующая с дорогой. (Здесь и далее примеч. авт.)
Рис. 2. Обозначение размеров шины: В – ширина профиля; d – посадочный диаметр; Н – высота профиля; D – наружный диаметр

Некоторую путаницу вносит тот факт, что шины могут иметь дюймовое, миллиметровое или смешанное обозначение. На изделиях зарубежных фирм можно встретить как обозначение в дюймах, так и смешанное. В первом случае оба числа условно обозначают размеры шин в дюймах, например: «7,50-20»; «5,20-13». Во втором случае первое число указывает ширину профиля шины в миллиметрах, а второе – посадочный диаметр (диаметр обода колеса) в дюймах, например «260-20». Встречаются также обозначения вида «10,00-20 (280-508)», где 10,00 и 20 соответствуют ширине профиля В и посадочному диаметру d шины в дюймах, а 280 и 508 – те же параметры в миллиметрах. Еще одна универсальная маркировка того же типа может выглядеть, как «175-16/6,95-16», где в миллиметрах указана только условная ширина профиля – первым числом (175). Остальные значения: посадочный диаметр 16 (указан два раза) и ширина профиля 6,95 указаны в дюймах.

Очень часто в обозначении шины указывают высоту профиля Н в процентах по отношению к ширине профиля шины (т. н. серия). Например, обозначение «195/65 R15»[3] расшифровывается так: ширина шины 195 мм, высота профиля – 126,75 мм, R – покрышка радиальной[4] конструкции, посадочный диаметр для установки на диск – 15 дюймов (рис. 3). Здесь цифра 65 после дробной черты говорит о том, что высота профиля составляет 65 % от ширины профиля шины, что и равняется 126,75 мм.

[3] Нередко также встречается маркировка, где все три параметра разделены дробной чертой. Например «195/65/R15».
[4] У шин диагональной конструкции, которые в настоящее время применяются весьма редко, отличительный индекс не проставляется.
Рис. 3. Обозначения на боковине шины: 1 – условная ширина профиля (195 мм); 2 – серия (отношение высоты профиля к его ширине в процентах, т. е. 65 %); 3 – радиальная конструкция; 4 – посадочный диаметр (15 дюймов); 5 – индекс грузоподъемности (91, соответствует максимальной нагрузке 615 кг); 6 – индекс скорости (Т, соответствует максимальной скорости 190 км/ч); 7 – указание страны-производителя; 8 – усиленный каркас; 9 – метка расположения внешней стороны; 10 – допустимая эксплуатация в грязи со снегом; 11 – сертификация стандарта; 12 – указание, что шина бескамерная; 13 – товарный знак-логотип или название компании-производителя; 14 – максимально допустимое давление воздуха в холодной шине; 15 – название модели шины; 16 – направление вращения однонаправленного рисунка протектора; 17 – покрышка для зимних условий

Иногда в подобном индексе отсутствует указание на высоту профиля (например, 195 R15). Это значит, что величина последнего превышает 80 %. Такие шины называют полнопрофильными. Зачастую ими комплектуют фургоны и миниатюрные грузовички.

Обозначение может иметь и такой вид: «195/70 НR14», где Н – индекс допустимой максимальной скорости, о котором речь пойдет немного ниже.

Размеры широкопрофильных шин дают только в миллиметрах. Например: 1300×530×533, где 1300 – обозначение наружного диаметра, 530 – ширина профиля шины, 533 – посадочный диаметр.

Арочные шины[5] обозначают целыми числами, выражающими основные их размеры в миллиметрах. Например, 1000×600 или 1140×700, где первое число обозначает наружный диаметр шины, а второе – ширину ее профиля.

[5] Арочные шины по сравнению с обычными имеют увеличенную в 2–2,5 раза ширину профиля, повышенный износ протектора на дорогах с твердым покрытием и более высокую стоимость.

Размеры пневмокатков указывают целыми числами в дюймах или миллиметрах. Например: 24×36×36 (в дюймах) или 1200×1200×500 (в миллиметрах), где 24 и 1200 – наружный диаметр; 36 и 1200 – ширина профиля; 36 и 500 – посадочный диаметр.

Следующий по значимости – индекс грузоподъемности, или коэффициент нагрузки, который указывают для шин легковых автомобилей и шин с регулируемым давлением воздуха. Этот параметр определяет максимально допустимую нагрузку на шину (см. таблицу 1)[6], его обозначают цифрами от 0 до 130, причем каждому сочетанию соответствует своя допустимая нагрузка на шину в килограммах[7]. Наиболее распространенный диапазон – от 71 до 110.

Таблица 1. Допустимые нагрузки на шины
[7]Иногда производители указывают непосредственно на шине ее грузоподъемность (в частности, это обязательно для шин, допущенных к продаже в США). В этом случае на боковине можно увидеть надпись Max Load и значение нагрузки в килограммах и английских фунтах. Например, Max Load 515 kg (1135 lbs).

Для шин грузовых автомобилей также указывают норму слойности – условное обозначение прочности каркаса, у грузовых шин обозначаемое индексом HC или PR с числом через дефис и соответствующим этой норме слойности коэффициентом нагрузки (в странах, где действуют стандарты TRA) или индексом грузоподъемности – в соответствии с требованиями стандартов ETRTO и ISO[8]. Например, норме слойности НС-6 соответствует коэффициент нагрузки С, норме слойности 18 – коэффициент нагрузки J и т. д.

[8] На американских шинах вместо этого прямо указывается материал и число слоев корда, например, TREAD: 4 PLUES (2 PLUES RAYON+2 PLUES STEEL) или SIDEWALL: PLUES RAYON, т. е. брекер шины состоит из двух слоев металлокорда, а каркас (боковины) – из двух слоев вискозного корда.

Буква, следующая сразу за индексом грузоподъемности, является индексом скорости. Обозначается она латиницей и говорит о том, на какую максимальную скорость движения рассчитана покрышка (см. таблицу 2).

Таблица 2. Максимально допустимая скорость для шин

Среди многочисленных символов на боковине шины можно также выделить следующую маркировку:

  • страна-производитель шины, например «made in France» – сделано во Франции, «made in Germany» – сделано в Германии и т. п.;
  • модель шины – условное обозначение разработчика (разработчиков) шины и порядковый номер разработки, например: Energy, SP Sport 9000, Turanza ER300;
  • наименование или товарный знак предприятия-изготовителя, например: Michelin, Good Year, Yokohama и т. д.;
  • заводской номер, включающий дату изготовления, индекс завода-изготовителя и порядковый номер шины;
  • оптимальные условия для эксплуатации шины:

– M + S – Mud + Snow (грязь плюс снег);

– As – All Season (всесезонная);

– Aw – Any Weather (любая погода);

  • Aquatred, Aquacontact или пиктограмма в виде зонтика – специальные шины для использования при повышенной влажности или в постоянном контакте с водой;
  • пиктограмма в виде снежинки – покрышки для суровых зимних условий;
  • если же на боковине нет подобных обозначений, значит, шину можно использовать исключительно летом, в теплую погоду.
  • исполнение шины: надпись «Tubeless» (ТL) для бескамерных шин или «Tube Type» (ТТ) – для камерных шин;
  • знак сертификации. На шинах, одобренных для эксплуатации в Европе по Правилу № 30 ЕЭК ООН, он представляет собой вписанную в круг букву E и цифровой индекс, соответствующий стране, выдавшей разрешение. Далее следует длинный набор цифр – номер сертификата соответствия стандартам. Для старых покрышек советского образца указывался номер государственного стандарта (ГОСТ) или технических условий (ТУ), в соответствии с требованиями которых изготовлена шина, а также штамп отдела технического контроля (ОТК), указывающий сорт шины;
  • дата выпуска шины (четырехзначная цифра). Например, 1109 означает: 11-я неделя производства 2009 года;
  • Maximum Pressure – максимальное давление в холодной шине. Обычно его указывают в фунтах на квадратный дюйм (1PSI = 0,0069 МПа) или единицах бар, практически равных атмосфере;
  • Regrooveable – шина с возможностью дополнительного углубления протектора;
  • TWI (Tread Wear Indication – индикаторная дорожка износа) – такой знак на боковине шины указывает на размещение индикатора износа на протекторе. Обычно этот символ наносят по окружности в шести местах. Выполнен он может быть по-разному. У многих производителей индикатор представляет собой простой выступ в канавке протектора. Когда они становятся равны по высоте, покрышка должна отправиться на переработку. В более продвинутых моделях индикатор выглядит как набор цифр, обозначающих остаточную высоту протектора. По мере его износа числа постепенно стираются;
  • балансировочная метка в виде красного круга или точки диаметром 5–10 мм над закраиной обода (может быть треугольник или квадрат), обозначающая самое легкое место на покрышке (при монтаже эта метка должна совмещаться с вентилем камеры). Если же на покрышке присутствуют одновременно желтая (белая) и красная метки, то последняя располагается в самом тяжелом месте шины;
  • стрелка, иногда с надписью Rotation, показывает требуемое направление вращения шины с направленным рисунком протектора.

Кроме того, на покрышках могут быть указаны дополнительные обозначения:

  • Tread Wear Index – индекс износостойкости. Условная величина, показывающая, насколько долговечна шина. К примеру, покрышка с обозначением 200 теоретически должна обладать в два раза большим ресурсом, чем аналог с индексом 100. Но на практике это достижимо лишь в идеальных условиях полигона или лаборатории, где нет влияния таких факторов, как стиль езды водителя, качество дорог и т. д.;
  • Traction Index – индекс сцепных свойств шины (A – превосходные, B – средние, C – удовлетворительные), который определяют в процессе испытаний на специальном полигоне по особой методике. При этом оценивают главным образом качество торможения, а не устойчивость в поворотах;
  • Temperature Index – температурный индекс (A – превосходный, B – средний, C – удовлетворительный). Этот показатель определяет стойкость шины к воздействию высоких температур. Чем выше оценка, тем меньше покрышка меняет свои свойства при нагреве. Испытания проводят в лаборатории на специальном стенде;
  • надпись «Steel» для шин с металлокордным брекером;
  • буква «Т» для шин типа R с текстильным брекером;
  • надпись «Север» для морозостойких шин;
  • желтое кольцо – для шин, предназначенных к эксплуатации в тропическом климате;
  • буква «Ш» для шин, которые можно шиповать;
  • маркировка наружной и внутренней стороны. У шин с асимметричным рисунком протектора на боковину наносят обозначение внешней стороны относительно кузова. Ее маркируют так: «Outwards», «Out», «Side facing outwards» и т. п. Встречаются также надписи вида «TYPE INSIDE» – внутренняя сторона, «TYPE OUTSIDE» или «EXTERNAL» – внешняя сторона;
  • обозначения, указывающие на особые свойства шины. В частности, покрышки RunFlat (RSC – RunFlat System Component) позволяют некоторое время передвигаться с проколотым колесом. Кроме того, есть модели, обеспечивающие защиту обода диска. Как правило, такие шины используют производители автомобилей премиум-сегмента.
Источник
Флибуста

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть